Как устанавливали Советскую власть в Барановичах после 17 сентября 1939 года

Табличка с польского пограничного столба на участке Барановичи.

17 сентября 1939 года, Красная Армия перешла польскую границу и начала свой «освободительный поход». Присоединение Западной Беларуси и БССР и сегодня вызывает споры среди историков. Это событие принесло на наши земли как положительные, так и отрицательные моменты. Intex-press на основе документов посмотрела, как изменилась жизнь в Барановичском регионе с приходом советской власти.

Новая власть

Первый секретарь Брестского обкома КП(б)Б Николай Киселев в апреле 1940 года вспоминал начало деятельности компартии в Западных регионах: «В сентябре вместе с передовыми частями Красной Армии во все города… прибыли небольшие группы коммунистов по 15–20 человек, направленные Центральным Комитетом для работы среди гражданского населения. Их первая задача состояла в том, чтобы навести в городе большевистский порядок – сломать аппарат старой государственной машины бывшего польского государства, создать новые органы управления, мобилизовать городское и сельское трудовое население на помощь Красной Армии в борьбе с остатками белопольских банд офицеров, жандармов, полицейских и других врагов народа».

Решением от 4 октября 1939 года Политбюро ЦК ВКП(б) назначает уполномоченных по партийной работе в Белостокскую, Виленскую, Полесскую, Новогрудскую, Львовскую, Станиславскую, Тарнопольскую и Луцкую области. Эти люди впоследствиинационали станут первыми секретарями областных комитетов партии.

Кроме этого, в СССР началась мобилизация людей для работы во вновь образованных областях. Решением бюро ЦК КП(б)Б от 2 октября 1939 года четырем восточным белорусским областям предписывалось мобилизовать 700 членов партии и 750 членов комсомола для работы секретарями вновь образованных райкомов партии. За отказ от поездки грозило исключение из партии.

На все руководящие должности назначались ответственные сотрудники с востока. Например, для работы на железной дороге, только в Белостокскую область, привезли 3000 человек.

Конец 1939 года. С прибывшего в г. Барановичи поезда выгружают упаковки свежей газеты «Правда».

Но не всегда это были честные и достойные люди, кристально честные большевики. Например, в Барановичской области в декабре 1940 года объявлен выговор члену партии В.М. Сорокину за присвоение вещей помещика. В Пинской области в сентябре 1940 года был исключен из партии сотрудник НКВД Д.Т. Сугако за присвоение принадлежащих осаднику драгоценностей. Скорее всего, документально зафиксирована только малая доля того, что в действительности происходило на присоединенных землях.

Главной задачей коммунистов было устранение бывшего польского управленческого аппарата. Уже 20 сентября 1939 года были ликвидированы все староства и магистраты. Вместо них создавались временные городские правления, крестьянские комитеты и рабочая гвардия. Например, в Бресте 120 человек рабочей гвардии, созданной из «передовых рабочих и крестьян», были брошены на «вылавливание скрывающихся в лесах и других местах белопольских бандитов: офицеров, помещиков, жандармов и крупных чиновников польского государства… Было выявлено несколько сот этих белопольских бандитов. Значительную часть… рабочегвардейцы убивали на месте».

В Малоритском районе в конце 1939 года судили трех крестьян за убийство 26 сентября на почве классовой мести бывшего солтуса Коробейко. Прокурор от обвинительной речи отказался, не находя в действиях обвиняемых состава преступления. Секретарь Брестского обкома КП(б)Б Киселев говорил в апреле 1940 года: «Таких убийств заклятых врагов народа, совершенных в гневе народном в первые дни прихода Красной Армии, было немало. Мы оправдываем их, мы на стороне тех, кто, выйдя из неволи, расправился со своим врагом» (Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) Ф. 17, оп. 22, д. 247, л. 129. Материалы 1 Брестской облпартконференции).

8 декабря 1939 года начался переход с польского злотого на советский рубль. Злотый обменивался по курсу 1:1, хотя до войны за 1 злотый давали 10 рублей. Человек мог обменять не более 300 злотых.

Самовольный захват жилья коммунистами становился нормой. Этот факт вызвал беспокойство в Барановичском обкоме, но не сам по себе, а как причина «срыва быстрейшего размещения работников областных, советских и хозяйственных органов».

Еще одна проблема, возникшая сразу с приходом советской власти, это развал системы снабжения населения предметами первой необходимости. У хлебных магазинов возникали огромные очереди, начала процветать спекуляция. В Барановичах в декабре 1939 года в связи с этим обком распорядился произвести изъятие «чуждых элементов, проникших в хлебопекарни».

Для борьбы с черном рынком власти просили прокуратуру и Верховный Суд БССР «применять в отношении злостных спекулянтов все предусмотренные законом меры, вплоть до высшей меры наказания».

Танцы в освобожденных Красной Армией Барановичах.
В «Советской Белоруссии» за 26 сентября 1939 года ошибочно указан Слоним.
«Известия», 26 сентября 1939 г.

Чистки, аресты и депортации

В Барановичах в апреле 1940 года обком партии дал указание облотделу юстиции «немедленно очистить адвокатуру от проникших в ее состав бывших польских адвокатов»(РЦХИДНИ ф. 17, оп. 22, д. 220, л. 62. Протоколы бюро Барановичского ОК КП(б)Б, январь–июль 1940 года).

В декабре 1939 было принято решение о прекращении выплаты пенсий бывшим воеводам, ксендзам, попам, генералам, офицерам, жандармам, помещикам, прокурорам, председателям и членам окружных судов, крупным чиновникам министерств и иных ведомств, бывшим директорам и разным комиссарам, которые назначались польским правительством.

В принципе, к этому времени платить пенсию уже было некому, практически все эти люди были арестованы. Начиналась депортация и членов их семей. Большинство депортируемых были женщины и дети, чьи отцы имели несчастье занимать руководящие посты в Польше или получить земельные наделы за участие в польско-советской войне 1920 года. Вопрос «Об осадниках» был рассмотрен Политбюро ЦК ВКП(б) 29 декабря 1939 года, именно в этот день было принято решение о первой массовой депортации – выселении лесников и осадников.

Барановичи. В квартале железнодорожников. Рисунок художника Б. Васильева. «Огонек», № 29-30, 1939 г.

Операция проводилась в обстановке сверхсекретности. Для этого мобилизовали 500 коммунистов и комсомольцев, а также «предварительно и тщательно проверенных людей из местного населения». О сроке депортации не сообщалось. Для проведения операции были созданы областные, районные и участковые тройки НКВД.

Первый эшелон с 1290 депортируемыми отправился из Барановичей в Горьковскую область 1 февраля.

Читайте также: Прымусовая дэпартацыя з Баранавіч 1939-1941 гг.

В Барановичах 8 апреля 1940 года обком рассмотрел вопрос «О выселении семей репрессированных помещиков, офицеров, полицейских и т.д.» Доклад зачитал начальник Барановичского областного УНКВД Мисюров). Приняв к сведению «заявление тов. Мисюрова о том, что все подготовительные мероприятия по выселению семей репрессированных… проведены, обком обязал райкомы партии для проведения операции мобилизовать необходимое количество коммунистов и комсомольцев в каждом районе… председателей райисполкомов и секретарей райкомов партии оказать практическую помощь райотделам НКВД по обеспечению автотранспортом для перевозки выселяемых» (РЦХИДНИ ф. 17, оп. 22, д. 220, л. 62. Протоколы бюро Барановичского ОК КП(б)Б, январь–июль 1940 года).

Уже 14 апреля два эшелона повезли из Барановичей новую партию депортируемых. Один доставлял 1049 человек в Акмолинскую область, второй 713 человек – в Северо-Казахстанскую область. 16 апреля еще 1378 человек вывезли в Челябинскую область. 20 апреля еще один эшелон повез 994 человека в Актюбинскую область. 30 июня 785 человек было вывезено из нашего города в Свердловскую область.

Сведения о грубейших нарушениях закона во время выселения, о разграблении имущества осадников и лесников содержатся в документах практически всех 11 обкомов западной Беларуси и Украины. Причем наряду с «низовым активом» имущество забирали себе и многие высокопоставленные коммунистические аппаратчики.

Читайте также: За одну ночь — минус полдеревни. Как 79 лет назад под Барановичами избавлялись от «враждебных элементов»

Выдача паспортов

В БССР паспортизация проводилась в соответствии с решением ЦК КП(б)Б от 16 февраля 1940 года «О введении паспортной системы в западных областях Белоруссии». Паспортизацию предлагалась начать 15 февраля, а закончить к 1 мая 1940 года. Горкомы и райкомы должны были «выделить достаточное количество коммунистов и комсомольцев для работы на паспортных пунктах».

Паспортизация являлась дополнительной системой выявления врагов советской власти. Невыдача паспорта по решению местных органов милиции автоматически приводила к высылке.

План выдачи паспортов в большинстве областей была сорван и завершился только ближе к осени 1940 года.

Советская Белоруссия №163 от 17 июля 1940 года.

Выборы

Первой избирательной кампанией в присоединенных районах были выборы в Народное собрание, которые прошли 22 октября 1939 года. На собрании народные представители должны были проголосовать о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Документы показывают, что это был хорошо отлаженный коммунистами спектакль, хотя эти выборы и представлялись в прессе как стихийное волеизъявление народа.

Еще 2 октября на бюро ЦК КП(б)Б секретарю Малину и заведующему одним из отделов ЦК Эйдинову было поручено «организовать группу и разработать проекты деклараций Народного собрания по вопросам… о вхождении в состав БССР и СССР». 14 октября бюро ЦК КП(б)Б утвердило проекты решений и подробный порядок проведения Народного собрания.

Следующие выборы в Верховные Советы СССР, БССР и УССР состоялись 24 марта 1940 года. В Верховный Совет СССР от западных областей БССР было выдвинуто 22 человека: русских – 4, белорусов – 15, украинцев – 2, поляков – 1.

О профессиональных качествах депутатов свидетельствует такой факт. В октябре 1940 года отмечалось, что депутат Верховного Совета БССР от Пинской области Мисюра, работающая заместителем директора завода в Давид-Городке, «до сих пор остается безграмотной, живет в лачуге, за все время не получила ни одного письма от избирателей».

Национализация и коллективизация

Перераспределение имущества должно было начаться только по решению Народного собрания, но фактически чужое добро стали присваивать сразу с приходом Красной Армии. Местные бедняки производили стихийную экспроприацию у зажиточных земляков. Власти же отбирали у собственников предприятия и организации.

В документах ЦК КП(б) БССР многостраничные списки подлежащих национализации предприятий, были составлены в постановлении от 14 октября 1939 года. При этом в партийных документах фиксируются многочисленные нарушения.

Группа шоферов и механиков, бывших безработных, в гараже г. Барановичи. Фото: БГАКФФД

Так, в Барановичской области в решении обкома от 11 декабря 1939 года сообщалось, что уполномоченный ЦК КП(б)Б по Слонимскому уезду Новиков «после приезда 22 ноября 1939 года из Минска дал антипартийные установки о нажиме на зажиточного крестьянина в форме обложения твердым заданием кулака… В результате таких установок… в 6 волостях уезда имели место факты «раскулачивания» середняцких хозяйств. Изымалось имущество у крестьян, имевших земельные наделы 7–13 гектаров, при этом конфисковывали карманные часы, женское белье, другие вещи домашнего обихода, которые раздавали местному населению без всякого учета. Такое положение имело место с 23 октября по 6 декабря 1939 года».

Успаміны апошніх сведкаў: як у Баранавіцкім раёне з хутаран рабілі калгаснікаў

В БССР 16.01.1940 года было принято решение «Об организации совхозов в западных областях БССР». Совхозы организовывали на землях, конфискованных у бывших помещиков, осадников, немцев-колонистов. Это не затрагивало интересов крестьян, и организация совхозов происходила без особых проблем для коммунистов.

Когда же дошло до создания колхозов, то ситуация изменилась. Хотя в Москве и не спешили с принятием решения по этому вопросу, на местах некоторые обкомы решили проявить инициативу.

Партийцы, присланные с востока и привыкшие к полному послушанию советского населения, просчитались. Крестьяне, владевшие до прихода коммунистов собственной землей, оказывали упорное сопротивление при попытках создать колхозы. Во многих случаях крестьяне уже на следующий день забирали заявления о вступлении в колхоз, узнав о подробностях и условиях работы в коллективных хозяйствах.

До начала Великой Отечественной войны в западных областях так и не было достигнуто значимых достижений в коллективизации.

Улица Советская. Весна 1941 года (на снимке запечатлена центральная улица города за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны). Фото: архив Барановичского краеведческого музея

Читайте также: Як немцы бамбілі Баранавічы 15 верасня 1939 года. Толькі ў раёне старога парку скінута 158 бомбаў

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать лучшие записи в ленте «Яндекса»

zen.yandex.ru/intex-press.by